e_bolshakov

Category:

Габитус. Истоки

Пьер Бурдьё
Пьер Бурдьё

В моем словаре понятие «габитус» появилось благодаря Пьеру Бурдьё, которому и принадлежит его систематическая разработка, хотя использовали его и раньше (к примеру, Марсель Мосс, Эдмунд Гуссерль и другие).

Бурдье наделяет данное понятие социологическим смыслом и определяет следующим образом (один из вариантов):

Поскольку габитус есть бесконечная способность свободно (но под контролем) порождать мысли, восприятия, выражения чувств, действия, а продукты габитуса всегда лимитированы историческими и социальными условиями его собственного формирования, то даваемая им свобода обусловлена и условна, она не допускает ни создания чего-либо невиданно нового, ни простого механического воспроизводства изначально заданного. (Пьер Бурдьё, «Практический смысл»)
Аристотель
Аристотель

Но затем я выяснил, что само это понятие «габитус» (слово латинского происхождения), как это часто бывает, имеет своим источником греческое понятие «хэксис», «экзис» (ἕξις / heksis). Его использует Аристотель и означает оно «предрасположенность вещи или существа к добру или злу, как в себе, так и по отношению к другим».

По сути своей «хексис» совпадает с понятием Бурдьё, понимающим габитус как систему прочных приобретенных предрасположенностей.  За одним исключением: у Бурдьё эти предрасположенности приобретаются, формируются под влиянием социальной среды, а у Аристотеля заданы изначально, сущностно, они не могут меняться.

Откуда такое различие? Существует предположение, что Бурдьё позаимствовал понятие «габитус» у  Фомы Аквинского, хотя мне более вероятной кажется версия, что он позаимствовал его у Марселя Мосса или Эрвина Панофски, тоже использовавшего данное понятие, работами которых Бурдьё серьезно занимался в свое время вел по ним семинары. Тем не менее, само указание на Аквинского верно, так как именно он перевел аристотелевский «хексус» как «габитус» и придал ему новый смысл: позволил ему меняться, точнее формироваться (под влиянием некой длящейся установки).

Благодаря этому «нововведению» понятие Бурдьё смогло занять срединное место: отменив одну предзаданность (скажем так, «замысла»), оно вводит другую — среды (конкретного социума, культуры, класса etc.)

Именно поэтому Бурдьё не избежал «обвинений в детерминизме» (почему-то в ХХ веке в детерминизме обязательно обвиняют), так как «габитус» тоже предзаданность, пусть и не такая фундаментальная, как у Аристотеля, но все же обуславливающая будущие действия человека.

К слову, подобный «дрейф» понятий симптоматичен для современной эпохи. Берутся античные понятия и наделяются новым смыслом, часто противоположным, но иногда и «со смещением», как в данном случае. 

promo e_bolshakov july 13, 2020 14:46 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Обычно я стараюсь не переносить дела, встречи, планы, но время от времени делаю это. Вчера планировал, что с самого утра разберу заметки, напишу и размещу здесь очередной пост, а то и не один, но день сложился иначе… Добравшись вечером до ноутбука, я понял, что все переносится на «завтра» и…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.