e_bolshakov

Categories:

ХРАМЫ ЭТРУСКОВ И ПРИРОДНЫЙ ЮМОР ЖИЗНИ

Музыканты из гробницы Триклиния. Тарквиния, 470 год до н.э.
Музыканты из гробницы Триклиния. Тарквиния, 470 год до н.э.

Эссе Д. Г. Лоуренса “По следам этрусков” — пример блестящей эссеистики, посвященной путешествиям. Его мысли и наблюдения относительно древней истории и современности нетривиальны и крайне любопытны.

“Я люблю представлять себе маленькие деревянные храмы древних греков и этрусков — миниатюрные, изящные, хрупкие и эфемерные, как цветы. Мы же являемся свидетелями того периода культуры, которая изнуряет, подавляет нас огромными каменными зданиями, и мы начинаем понимать, что куда лучше сохранить жизнь текучей и меняющейся, чем пытаться остановить её, замуровав в массивные памятники. Бремя, которое давит на нашу землю, — это громоздкие, тяжеловесные постройки человека. 

Этруски строили маленькие, целиком из дерева храмы, точно небольшие домики с островерхими крышами. А снаружи они делали фризы, карнизы и гребень крыши их терракоты, так что казалось, то верхняя часть вылеплена из глины, потому что терракотовые дощечки прикреплялись очень тщательно. Они словно срастались с фигурками на рельефе — веселыми танцующими существами, косяком уточек, круглыми, как солнце, лицами, ухмыляющимися, высовывающими длинный язык лицами, такими живыми, натуральными, подавляющими вас своим величием! И храм — миниатюрный, с изящными пропорциями, естественный  — очаровывал вас, а не угнетал. Похоже в этрусках было интуитивное, искреннее желание сохранить природный юмор жизни. А это задача, безусловно, более достойная и даже более сложная, чем покорение мира, или жертвоприношение, или спасение души и обретение бессмертия.

Почему человечество одержимо идеей зависимости от чего-то, желанием стать чьим-то орудием? Откуда эта тяга к диктату мировоззрения, поступков, архитектуры, языка, произведений искусства? В конце концов, все это превращается в наказание, источник скуки и усталости. Дайте нам живые, меняющиеся вещи, не созданные на века, не вызывающие отвращение и скуку. Даже Микеланджело в конце концов стал тупым, скучным болваном. Так тяжело смотреть на то, во что он превратился.”

Источник: “По следам этрусков” Д. Г. Лоуренс

pic.: фрагмент фрески “музыканты” из гробницы Триклиния. Тарквиния, 470 год до н.э.

e.s.b.

promo e_bolshakov july 13, 2020 14:46 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Обычно я стараюсь не переносить дела, встречи, планы, но время от времени делаю это. Вчера планировал, что с самого утра разберу заметки, напишу и размещу здесь очередной пост, а то и не один, но день сложился иначе… Добравшись вечером до ноутбука, я понял, что все переносится на «завтра» и…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.