e_bolshakov

Category:

«Циники» Анатолия Мариенгофа

Роман «Циники» был впервые опубликован берлинским издательством “Petropolis Verlag” в 1928 году. Эта публикация принесла автору множество проблем. В Советском Союзе его произведения признали «антиобщественными», диагностировали «типичный эгоцентризм буржуазного эпигона». Советская литературная энциклопедия дала такую оценку творчеству Мариенгофа: «продукт распада буржуазного искусства». Его не арестовали, не расстреляли, но подвергли травле (не в последний раз) и вытеснили на периферию литературного процесса. Он также вынужден был публично заявить что «появление за рубежом произведения, не разрешенного в СССР, недопустимо», хоть и не сразу, сперва пытался защищаться (1). Только в период «перестройки» роман «Циники» был впервые опубликован  в СССР (1988) уже после смерти автора (1962).

Роман написан от первого лица. В нем в форме коротких записей рассказывается история любви главного героя по имени Владимир к девушке Ольге. Любовная драма разворачивается на фоне реальных исторических событий первых лет правления большевиков — время лютое: белый террор, красный террор, интервенция, голод, Гражданская война.  Местом действия и декорациями выступает Москва вместе со всей её дремучей историей: в романе обильно цитируются летописи, очерки, дневники иностранцев, посещавших Москву в средние века, при Иване Грозном, при Петре I. Вместе с тем Мариенгоф не испытывает большой симпатии к утраченной России (как, к примеру, Бунин в «Окаянных днях»), благоговения к её истории и святыням у него нет, все приведенные им исторические экскурсы убеждают в том, что произошло перенесение из одного кошмара в другой, из мира под управлением отцов, в мир под управлением братьев.

Брат главного героя — большевик высокого ранга по имени Сергей, братец Ольги, милый девятнадцатилетний мальчик Гога, напротив, отправляется на юг в Добровольческую армию генерала Алексеева спасать Родину из беды. События длятся с 1918-го по 1924 год.  Мариенгоф использует множество коротких, точных, предельно выразительных описаний природы, людей, улиц, погоды. В «Циниках» первичен вопрос стиля, подчинения и формы, и содержания единой эстетической цели, это книга художественного приема, а не вопроса или темы, что как раз  было бы типично для русской литературы.

Владимир говорит, что самое великое произведение искусства будет создано синтетическими средствами. Его слова можно принять и как пророчество (на счет будущего триумфа кинематогрофа), и как краткую формулировку художественных представлений самого Мариенгофа, который не просто широко использует монтажный метод, но применяет особый алхимический подход, отсылающий к философским принципам Пико де Мирандолы, позволивший создать новаторское, уникальное по своей динамике произведение.

В одной из первых известных рецензий, принадлежащей перу знаменитого критика Ю. Айхенвальда, сказано: «Возмущаться этим романом значило бы доставить его советскому автору большое удовольствие: ведь он, очевидно, и хотел удивить, возмутить — épater le bourgeois или тех, кто еще не отделался от буржуазных предрассудков стыда. В связи с этим и писать о «Циниках» трудно: ведь надо было бы и выписывать из них, а это стыдно и противно, это оскорбило бы всякую брезгливость. Именно поэтому, разумеется, читателей книга г. Мариенгофа себе найдет». (2)

Я, к примеру, пересилил себя и сделал большое количество выписок. Некоторые из них (в первую очередь стилистического характера) перед вами:


promo e_bolshakov july 13, 2020 14:46 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Обычно я стараюсь не переносить дела, встречи, планы, но время от времени делаю это. Вчера планировал, что с самого утра разберу заметки, напишу и размещу здесь очередной пост, а то и не один, но день сложился иначе… Добравшись вечером до ноутбука, я понял, что все переносится на «завтра» и…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.