e_bolshakov

Categories:

«Восхождение», к/ф Ларисы Шепитько

«Восхождение» (1976) — фильм кинорежиссера Ларисы Шепитько по пьесе Василя Быкова «Сотников». Вне всякого сомнения, я видел его еще в детстве, но это было совсем не то впечатление, что сейчас. «Восхождение» находится на уровне большого кино, его смысл тяжело понять в 12-14 лет.

Фильм этот замечателен во всех отношениях: с точки зрения режиссуры (Л. Шепитько), содержания (В.Быков, сценарий Ю. Клепикова и Л. Шепитько), игры актеров (В. Гостюхин, Солоницын, Б. Плотников), музыки (А. Шнитке), операторской работы (В. Чухнов). 

Помню, все в том же детстве была расхожая шутка: «Идет ежик в каске. Не смешно, зато про войну». Она высмеивала ситуацию, когда тема войны cлужила оправданием любой, даже самой бездарной, ничтожной с художественной точки зрения работы, будь то песня, кино или стихи, да что угодно. Так вот  «Восхождение» совсем не тот случай, наоборот, в художественном отношении это произведение высшего порядка. В нем много оригинальных, емких, точных деталей, говорящих больше самого пространного диалога.

Так, например, в эпизоде, когда Рыбак и раненный Сотников вваливаются в первую попавшуюся избу,  камера тут же выхватывает лежащие детские игрушки, становится сразу понятно, что здесь есть дети, их оказывается трое, и если ты хоть что-то знаешь о том, как велась та война, какие были порядки на оккупированной территории, какими мерами немцы боролись с партизанами, то тебе не нужно объяснять, какую роковую ошибку они совершили, зайдя в этот дом, какое несчастье они принесли.

Другой мимолетный эпизод (поразивший меня в этот раз) происходит в момент допроса. Следом за Сотниковым вводят Рыбака, сквозняк сносит со стола следователя лист бумаги, и Рыбак делает машинальное движение чтобы поднять его, ловит себя на нем и останавливается...  Но этого достаточно, чтобы Портнов (следователь) раскусил его натуру.

Такого рода находок, решений в фильме множество, нет смысла их здесь перечислять. Немаловажным же аспектом «Восхождения», о которым стоит сказать, мне показалось то обстоятельство, что война в нем не главное действующее лицо, речь не только о ней, она служит декорацией, пусть важной, но фильм не просто об ужасах войны, а о человеке, его выборе, внутренних переживаниях, духе, смысле жизни. В этом отношении фильм хорошо передает свойство исходного материала, повести Быкова, чья проза подчеркнуто экзистенциальна и не ставит своей главной целью описание феноменальной стороны военного времени.

e.s.bolshakow (для рубрики «Pour toujours»)

promo e_bolshakov july 13, 2020 14:46 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Обычно я стараюсь не переносить дела, встречи, планы, но время от времени делаю это. Вчера планировал, что с самого утра разберу заметки, напишу и размещу здесь очередной пост, а то и не один, но день сложился иначе… Добравшись вечером до ноутбука, я понял, что все переносится на «завтра» и…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.